1960–90 годы
Быстрым подъемом отраслевой науки ознаменовались 1960-е годы. Продолжался выпуск отечественной техники и оборудования для угледобычи, начались закупки и иностранной техники. Однако в конце десятилетия появляются тенденции недооценки государством роли угля. Открытие гигантских нефтегазовых месторождений в Западной Сибири вызвало эйфорию у ряда научных и административных работников, и был взят курс на приоритетное развитие нефтегазового комплекса.
Почтовая марка СССР, посвященная 25-летию праздника «День Шахтера» |
С начала 1970-х годов начал быстро развиваться наиболее эффективный открытый способ добычи угля, особенно в Кузбассе. Тогда же наше машиностроение освоило ряд современных по тем временам типов горнодобывающей техники. Со второй половины 1970-х годов начинается освоение гигантского Канско-Ачинского угольного бассейна, где сосредоточены энергетические угли высокого качества, и Южно-Якутского бассейна, призванного обеспечить углем электростанции Дальнего Востока и новые промышленные районы Якутии.
Приоритет, отданный нефтяникам и газовикам, в условиях плановой экономики означал значительное сокращение денежных поступлений в угольную отрасль. Социальная сфера угледобывающих регионов, и без того слабо развитая, все больше отставала. Горная техника производились в недостаточном количестве, качество ее было невысоким. Постепенно усложнялись горногеологические и производственно-технические условия разработки угольных пластов, возрастали затраты на поддержание и развитие предприятий отрасли. Но уголь был нужен экономике страны: несмотря на падение доли угля в топливном балансе страны с 66% в 1955 г. до 19% в 1990 г., он оставался основой тепло- и энергоснабжения коммунального хозяйства, значительной части промышленности и сельского хозяйства страны.
В 1988 г. угледобыча в России достигла наивысшей точки — 425,4 млн. тонн. Дальше началось уменьшение: большинство шахт были старыми, средняя глубина подземных работ дошла до критического уровня, возрастала опасность горных ударов, обвалов, пожаров и выбросов газа. Аварии с человеческими жертвами стали обычным явлением. Ухудшалось и качество добываемого угля.
В конце 1980-х годов в экономике страны назревал общий хозяйственный кризис. Разрушалась финансовая система, мощные забастовки потрясли угольную отрасль в 1989–1990 гг., рвались хозяйственные связи между республиками распадавшегося СССР. Все это наложилось на проявившиеся еще раньше негативные тенденции. Общее падение производства привело к значительному уменьшению потребности в угле. Недостаток средств госбюджета, нараставший с 1991 г., физический и моральный износ горношахтного оборудования, кризис социальной сферы, падение дисциплины и производительности труда (до уровня 1947 г.) — все эти негативные явления нарастали. Единственным выходом стала реструктуризация всей угольной отрасли. В противном случае угольная промышленность России рухнула бы в течение нескольких лет, и наша страна, имеющая колоссальные запасы угля, была бы вынуждена закупать уголь за границей, а сотни тысяч горняков лишились бы работы.
По материалам информационно-аналитического портала «Российский уголь»